Коллекция портретов из проекта «ГРИМАСА» была представлена на первой персональной арт-видео выставке художника в Университете Аалто в галерее Media Lume 7 декабря 2016 года. Ниже вы можете найти фотографии с открытия, а также процесс «создания» выставки.
GRIMACE — арт-проект, состоящий из коллекции портретов большого размера, выполненных в различных техниках рисунка и текстиля. В этом проекте представлены черты лица пожилых людей и их харизматичные жесты, а также эмоциональные и психологические составляющие человеческой личности посредством набросков и рисунков. Во время своих исследований я открыла для себя французского невролога Дюшенна де Булонь, который считал, что мимика напрямую связана с душой человека. Изображенные люди - настоящие люди. Почти все они мои родственники и близкие друзья, которых я знала всю жизнь: бабушка, дедушка, двоюродные бабушки и двоюродные дедушки, соседи. Некоторых из них уже нет в живых. Перед созданием каждого портрета я делала наброски лица модели с разных ракурсов. Я также взяла интервью у моделей, чтобы увидеть их чистые эмоции – слезы, смех, гнев, страх и гримасу на лице. В процессе изготовления задействованы разные материалы: уголь, акриловые краски, фломастеры, ручки, карандаши, акварель. Я использовала большой формат, чтобы помочь зрителю больше сосредоточиться на эмоциях, а также дать возможность наблюдать за техникой. Личный аспект этого проекта позволил мне оценить красоту старения, а также красоту человеческого духа, отраженного на их лицах.
Вдохновение
Отправной точкой для этого проекта послужили мои исследования анатомии человека и конструкции человеческого тела на основе рисунков Леонардо да Винчи. Узнала пропорции, объемные формы и изображение тела. Со временем меня заинтересовала не только оболочка человеческого тела, но и эмоционально-психологическая составляющая человеческой личности. В центре внимания моего исследования были черты лица пожилых людей, их харизматичные жесты и великое разнообразие способов выражения человеческих эмоций.
Исследование
У меня, как у модного дизайнера, возник соблазн попробовать новые методы поиска собственного уникального стиля. И мне как художнику всегда было очень интересно изучать лица людей и исследовать их, делая множество рисунков и зарисовок. Фэшн-дизайн уделяет много внимания развитию персонажа и основному образу коллекции, поэтому я нашла идеальную связь между двумя самыми художественными областями.
Влияние
Наибольшее влияние на этот проект оказало открытие феномена 19-го века под названием «улыбка Дюшенна», который первоначально был открыт французским неврологом Дюшенн де Булонь, которая изучала эмоции лица с помощью тестов нервной проводимости и клинической фотографии. Он хотел определить, как мышцы человеческого лица создают выражения лица, которые, по его мнению, напрямую связаны с душой человека. Его книга «Mecanisme de la physionomie Humaine» («Механизм человеческого выражения лица», также известная как «Механизм человеческой физиогномики») была первым исследованием физиологии эмоций и сыграла важную роль в более поздних работах Дарвина. Дюшенн считал, что человеческое лицо — это своего рода карта, черты которой могут быть систематизированы в универсальные таксономии внутренних состояний. Гийом Дюшен выделил два разных типа улыбки. Улыбка Дюшенна включает сокращение как большой скуловой мышцы (которая поднимает уголки рта), так и круговой мышцы глаза (которая поднимает щеки и образует гусиные лапки вокруг глаз).
Этот проект также был вдохновлен искусством фотографии британского художника Марка Пауэлла и Ли Джеффриса.
Процесс
Поскольку этот проект во многих отношениях был довольно личным, я столкнулась с множеством проблем на своем пути. Я хотел аиметь уникальный материал, хотел, чтобы он был основан на собственном опыте и знаниях. В то же время я хотела, чтобы результат был очень эмоциональным и выразительным. Использовала разные материалы: уголь, акриловые краски, фломастеры, ручки, карандаши, акварель.
После приближения к 2D визуальному изображению я начаал работать с 3D поверхностью, используя простую вату, но пропитав ее клеем ПВА, что дало мне идеальный материал для игры с формами. Пока он был еще влажным, я могла создать любую линию и кривую, которые я хотела изобразить, а затем, через пару часов, когда материал стал жестким, я покрыла его краской, чтобы создать больше четкости.
Я намеренно использовала очень большой формат для каждого изображения, потому что таким образом он создает 2 разных угла, под которыми зритель может не только ощутить силу человеческого выражения, но также он или она может поближе рассмотреть настоящую картину, отсканировать поверхность.
Будущее
Этот проект есть и будет лучшей базой для меня как художника в будущем, потому что его можно расширить до коллекции модной одежды или коллекции текстиля. Наиболее важной частью для меня является процесс, и чем больше я учусь и работаю над этой темой, тем точнее я становлюсь в том, кто я и что я могу сделать как художник в целом.
Видео показывает короткие интерью с пожилыми людьми, которых нарисовала Антонина Седакова. Всем им были заданы следующие вопросы:
- Что Вас расстраивает?
- Что делает Вас счастливым?
- Что Вас удивляет?
В конце интервью каждый из них показал
гримасу.